Дисграфия

 

Письмо, с точки зрения нейропсихологии, это сложная функциональная система, состоящая из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга, и вносит в работу системы свой специфический вклад.

Дисграфия – это затрудненность овладения письмом при сохранных физическом слухе и интеллекте; частичное нарушение письменной речи, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

Существует логопедическая и нейропсихологическая классификация дисграфий.

Виды дисграфий в логопедии – это:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия,
  2. Акустическая дисграфия,
  3. Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза,
  4. Аграмматическая дисграфия (когда вместо нужной падежной формы ребенок использует начальную).
  5. Оптическая дисграфия.

Нейропсихологическая классификация трудностей письма включает 3 вида дисграфий: регуляторная дисграфия, акустико-кинестетическая (фонематическая) дисграфия, зрительно-пространственная дисграфия.

Механизм регуляторной дисграфии – это упрощение или инертность элементов программы.

Ошибки при регуляторной дисграфии — это:

  • Пропуск элементов букв, слогов, слов, букв,
  • Персеверации элементов букв, слогов, слов, букв (персеверация – это устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения),
  • «Полевое» поведение,
  • Антиципации (Антиципация в философии и психологии — это предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события). Например, все предложения ребенок пишет с маленькой буквы; пишет «ва ветках» вместо «на ветках» — это предвосхищение следующего слова,
  • Контаминации (объединение слогов, относящихся к разным словам, в одно слово). Например, «всеще» вместо «все еще»,
  • Трудности выделения предложений и слов (строчные буквы в начале предложения, слитное написание слов с предлогами),
  • Орфографические ошибки при знании правил из-за трудностей распределения внимания. Например, «солце» вместо «солнце».

При акустико-кинестетической (фонематической) дисграфии механизм ошибок – это трудности выбора:

  1. Ошибки слухового выбора: замены звуков, близких по звучанию (б-п, з-с, рь-р),
  2. Ошибки кинестетического выбора: замены букв, близких по написанию (у-и, щ-ш, ж-х).

 Примеры: «опжора» вместо «обжора», «ветел» вместо «ветер», «сорька» вместо «зорька».

Возможно и сочетание проблем (вместе и акустико-кинестетическая дисграфия, и регуляторные трудности).

Ошибки на письме при слабости функции переработки слуховой информации – это:

  • Замены звуков, близких по звучанию (глухих и звонких, твердых и мягких),
  • Пропуски слов (особенно однородных членов предложения),
  • Пропуски предложений или их частей в диктантах.

При зрительно-пространственной дисграфии механизм ошибок – это слабость целостной стратегии переработки информации (зрительно-пространственной и зрительной; слуховой).

Типичные ошибки при зрительно-пространственной дисграфии – это:

  • Трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки (левосторонее игнорирование или отсутствие отступа),
  • Трудности удержания строки,
  • Колебания наклона, ширины и высоты букв,
  • Смешения зрительного/двигательного образа буквы (замена на зрительно похожие или близкие по написанию буквы),
  • Устойчивая зеркальность при написании букв,
  • Трудности овладения словарными словами (Задача, Классная работа),
  • Пропуск и замена гласных, в том числе ударных,
  • Тенденция к фонетическому письму (что слышу, то пишу) – «шесе» вместо «шоссе»,
  • Нарушение порядка букв в словах,
  • Слитное написание слов.

Если имеются сложности поддержания и устойчивости активного тонуса (1 Блок мозга – Блок регуляции тонуса и бодрствования), то это влечет следующие нарушения письма:

  • микрография, колебание высоты и наклона букв,
  • несоблюдение положения строки на странице (письмо либо падает вниз, либо уходит вверх),
  • медленный темп письма,
  • несоразмерность интервалов,
  • задержка автоматизации процесса письма.

Если есть нарушения со стороны фонематического слуха, вербальной памяти (это 2 Блок мозга – Блок приема, хранения и переработки информации), то это влечет следующие нарушения письма:

  • смешения и замены букв, обозначающих оппозиционные согласные (б-п, г-к, д-т) и безударные гласные,
  • трудности удержания в памяти кратковременной информации для написания,
  • пропуски согласных при письме под диктовку

Если есть нарушения со стороны кинестетического анализа графических движений (2 Блок мозга – Блок приема, хранения и переработки информации), то это влечет следующие нарушения письма:

  • смешения и замены букв, обозначающих гоморганные артикулемы л-н-д, б-м-п,
  • трудности написания слов, требующих специального артикуляционного анализа (кораблекрушение, паровозостроение).

Если есть нарушения со стороны зрительного гнозис и зрительной памяти (2 Блок мозга), то это влечет следующие нарушения письма:

  • смешения и замены перцептивно близких и низкочастотных прописных букв прописных букв (э-з, ц-у, ж-х, ш-щ),
  • трудности формирования автоматизированного письма, раздельное написания букв внутри слова, приставки отдельно от корня или слова слитно с предлогом.

Если есть нарушения со стороны пространственного анализа и синтеза, пространственной памяти, зрительно-моторной координации (2 Блок мозга), то это влечет следующие нарушения письма:

  • зеркальность написания букв (з-е, б-д),
  • трудности ориентации элементов (у-ц),
  • несоблюдение полей тетради,
  • несоответствие элементов букв по размеру,
  • путаница количества элементов в написании букв (л-м, и-ш, п-т).

Если есть нарушения со стороны кинетической (серийной) организации движений при письме и чтении (3 Блок мозга — Блок программирования, регуляции и контроля), то это влечет следующие нарушения письма:

персеверации букв, слогов, слов, элементов буквы: нарушение последовательности букв в слове («коно» вместо «окно»), слитное написание слов.

Если есть нарушения со стороны планирования, контроля и инициации действий письма и чтения (3 Блок мозга — Блок программирования, регуляции и контроля), то это влечет следующие нарушения письма:

  • «глупые» ошибки»,
  • пропуск главных в ударных позициях,
  • несоблюдение прописной буквы,
  • трудности кинетического программирования графических движений.

Необходимо отметить, что полная неспособность к письму встречается очень редко. Аграфия – это полная невозможность обучиться писать.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  4. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М.: МПСИ, 2000. — 148 с.
+7 916 746-66-01