Аутизм

 

Аутизм. Последние годы это слово вызывает особый трепет. Все больше этот диагноз на слуху и все чаще звучит в СМИ. Получить такой диагноз у ребенка боятся многие родители, а некоторые врачи часто ставят его как на конвейере при малейшем намеке. В связи с этим информации стало на столько много, и она такая противоречивая, что человеку «не в теме» сложно в ней разобраться. Давайте разбираться. Что же это такое? Какие симптомы? Каковы причины? И как помочь? Эта статья об этом.

Описать аутизм очень сложно, потому что в первую очередь – это спектр. Это означает, что нарушения и проявления могу быть такими разными: от тяжелых не говорящих детей до не заметных глазу постороннего человека особенностей. Поэтому невозможно всех поставить в один ряд.

Во-вторых, ученые до сих пор не знают причин аутизма. Невозможно сдать анализ и получить четкий ответ. И тут перед врачами, ставящими диагноз, возникает проблема. Как поставить диагноз, если разнообразие симптомов такое вариативное, что некоторые из них присутствуют у всех, но большинство разные. Для ученых встал вопрос выделить те проявления аутизма, которые встречаются у всех.

В 1979 году доктор Лорна Винг и доктор Джудит Гульд из Англии предложили «триаду нарушений». Они первыми попытались найти такие проявления среди большой выборки.

Они выделили 3 области нарушений, которые, по исследованию, встречались у всех:

  1. Нарушение общения (отсутствие или снижение социальных контактов в соответствии с возрастом)
  2. Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению.
  3. Характерные отличия в речи, задержка или ее отсутствие.

 

 

В современной классификации используются более глубокие критерии:

  1. Качественные нарушения социального взаимодействия (дружить, умение делиться, вести диалог и т.д.)
  2. Качественные нарушения коммуникации.
  3. Стереотипные или ограниченный повторяющийся репертуар поведения, интересы, занятия.

«Триада нарушений» стала основным описанием аутизма, которая дала возможность понять «Есть ли у человека аутизм?».

Однако, она не раскрывает взаимосвязи между этими 3 категориями и не описывает тех особенностей, которые встречаются не у всех, но являются не менее важными и влияющими на повседневную жизнь и взаимодействие с миром у людей с аутизмом.

Причины возникновения аутизма.

Споры о причинах возникновения аутизма не утихают и посей день.

Генетическая причина.

Ряд ученых говорят о генетической природе аутизма. Ссылаясь на то, что те или иные проявления можно проследить у прямых родственников, а также проанализировав внешность большой выборки и с помощью компьютерной программы, они нашли сходства в чертах лиц, как это бывает у иных доказанных генетических синдромах. Однако ген, который отвечал бы за эту проблему, найден не был.

Иммунные и метаболические нарушения.

Есть неутешительная статистика, когда откат у ребенка произошел после прививки. «Мы сделали прививку и ребенка как подменили». Это связывают с тем, что после прививки произошел некий иммунный ответ, с которым мозг не смог справится. Однако, аутизм был зафиксирован и у детей, которые не были привиты никогда в своей жизни. Доказательств этой теории тоже нет.

Так же аутизм нередко связывают с непереносимостью глютена и казеина. Сейчас распространены безказеиновые и безглютеновые диеты. Но, как и сам аутизм, данный способ очень индивидуален. У кого-то это дает хороший устойчивый результат, а на кого-то не влияет вовсе.

Комплексная теория.

Ученые, придерживающиеся данной теории, говорят, что аутизм – это «зонтичный диагноз», то есть в нем не может быть одной причины. Это и генетика, и метаболические нарушения (которые бывают в том числе и генетическими), аутоиммунные заболевания, неправильное кровообращение, возможно и влияние прививки, так как уже было поражение и прививка стала неким «спусковым крючком». Все это в разных сочетаниях приводит к поражениям мозга, как раз к той триаде, о которой мы говорили выше + индивидуальные разнообразные особенности.  Именно поэтому все люди с аутизмом разные, потому что причины и зоны поражения также разные. В связи с этим возникает неадекватность обработки поступающего сигнала и нарушение скорости спускания по моторным каналам. Таким образом возникает сенсорная дезинтеграция.

Сенсорная дезинтеграция

Концепция нарушения обработки сенсорной информации была разработана Энн Джин Айрес в 1960-х годах. Ученые до сих пор спорят, является ли сенсорная дезинтеграция причиной аутизма, или это вообще другое сопутствующее нарушение. На данный момент выделен отдельный диагноз «Сенсорная дезинтеграция», но обычно он рассматривается в группе расстройства аутистического спектра.

Каждую секунду человек воспринимает бесчисленное количество сигналов из внешней и внутренней среды, соединяет их в единые образы, создавая образ себя и мира вокруг. Это сигналы от наших органов чувств: осязание, зрение, обоняние, слух, вкус, вестибулярная система, глубокая и поверхностная чувствительность. Анализатор состоит из 3 частей: самого рецептора-принимающего аппарата (уши, язык, кожа и т.д.), из проводящих путей-нервов и той зоны мозга, которая принимает и обрабатывает поступающую информацию.

Исходя из этой концепции, нарушение поведения и обучения вызваны неправильной обработкой и интеграцией поступающей информации.

Обычно выделяют 2 крайности: гипочувствительность и гиперчувствительность. Механизм нарушения таков: мозг не умеет оттормаживать не актуальные сейчас для нас сигналы и воспринимает все сигналы остро (гипер) или наоборот глушит все, и тогда мы не чувствуем всего в полной мере (гипо).

Давайте разберемся подробнее на примере сенсорных систем.

 

Со стороны чувствительности.

Гиперчувствительность

Гипер: избирательность в еде, нелюбовь к новой одежде, определенным тканям. Каждая бирочка не просто трет, а причиняет невыносимую боль. Любое прикосновение невыносимо, все ярко и слишком остро, что не дает сосредоточиться.

Гипочувствительность

Гипо: Человек не чувствует своего тела, себя в пространстве, прикосновений, боли, давления. Соответственно, не может понять, как чувствуют другие люди, может сделать больно и не понять этого, может причинить вред и себе, потому что не почувствует боли. А также в таком нарушении нарушен моторный контроль, а значит движения становятся нечеткими, не ловкими и т.д.

Со стороны аудиальной системы. Человек из набора колебаний с помощью сложной системы распознаваний, различает слова и звуки. Он привязывает к ним те или иные значения на основе полученного опыта: это мое имя, а вот с такой интонацией меня хвалят, а это голос мамы, а эти звуки опасны и так далее.

В случае, если в этой системе что-то не так, то:

Гипер: человек перегружается и перестает адекватно воспринимать ситуацию, так как он не может оттормозить поступающие звуки. Иногда мы входим в очень шумное помещение из тишины, но буквально спустя 5 минут мы перестаем воспринимать этот шум остро, он становится не таким значимым и уходит на задний фон. У людей с гиперчувствительностью этот шум не уходит на второстепенный план. Он слышит все так же остро, каждую мелочь. Мозг не в силах оттормозить эти сигналы и не придавать им значения. А значит тратится очень много ресурсов на их обработку. Человек быстро утомляется и пытается уйти из такого места, маленькие дети начинают плакать и вести себя агрессивно. Успокоить такого человека невозможно, не устранив шум.

Гипо: человек не прислушивается к звукам, не реагирует на имя, на громкие звуки. Он физически их не слышат, а значит сразу нарушается коммуникация. Даже в случае, если он вас слышит, но информация обрабатывается сильно дольше положенного, а реакция на нее идет тоже с задержкой, а значит она уже не актуальна.

Со стороны зрительного восприятия. Зрительный информационный поток самый большой. Мы должны распознавать объекты, при том, что они могут менять местоположение, иметь общие и разные признаки. Одинаковые люди могут меня одежду, цвет волос, прическу, а мы должны все равно его узнавать. А есть еще и свойства предметов и их взаимоотношения. Это все надо видеть, распознавать и запоминать.

Гипер: Информации пришло много, оттормозиться она не смогла. А значит такой человек воспринимает картинку как множество вспышек. Мозг не понимает, что из этого важно, на что обратить внимание, все мельтешит, как на карусели. И тогда человек начинает закрывать глаза. К тому же, очень тяжело смотреть человеку в глаза. Так устроен мозг, что человек = глаза. На функциональном МРТ доказано, что при взгляде в глаза сильно возбуждаются эмоциональные и зрительные центры у любого человека. Соответственно, если у человека есть гиперчувствительность зрительного восприятия, то смотреть в глаза становится практически невозможно.

Гипо: узость зрительного восприятия, не видит, что происходит вокруг, не реагирует на резкие движения и не переводит на них взгляд, плохо работает боковое зрение. Не распознаются лица мамы и близких родственников. Соответственно, ситуация не видится в полном объеме, нарушается коммуникация и обучение.

В случае гипервозбуждения на любом уровне восприятия очень важно уменьшить тот информационный поток, который вызывает перегрузку, так как при перевозбуждении мозг начинает буквально разрушаться, возникает токсичность и нервные клетки погибают. Что и делают на автомате дети, убегая, закрывая глаза или уши. Но, к сожалению, нам, людям в норме, сложно это понять и принять.

 

Как же помочь ребенку?

Чем раньше были замечены признаки аутизма, чем раньше начаты занятия, тем больше шансов на успех и дальнейшую социализацию ребенка. Мозг пластичен, он может тренироваться и учиться. Можно как снизить гиперчувствительность, так и при гипочувствительности научить распознавать внешние и внутренние сигналы.

На данный момент есть много направлений по работе с РАС. АВА-терапия (поведенческие аналитики), DIR Floortime (игровое направление), дефектологи, логопеды. Но не стоит пренебрегать и телесными специалистами (сенсорная интеграция, нейропсихологи, физические терапевты и т.д.) Это не просто физкультура, именно они работают с теми самыми сенсорными системами и учат мозг правильно воспринимать и обрабатывать поступающую информацию.

 

+7 906 037 03 09