Дислексия — распространенная (5–10% детей школьного возраста) специфическая форма трудностей обучения, для которой характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также письмом под диктовку/орфографией и декодированием.
Это приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний.
Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, интенсивным комплексным лечением.
Дислексия — частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Согласно современным представлениям, дислексия рассматривается как нейробиологическое расстройство, значительную роль в развитии которого играют генетические механизмы.
В большинстве случаев дислексия сочетается с дисграфией — сложностями в овладении письмом, хотя в некоторых случаях они встречаются и по отдельности.
Если ребенку более сложно овладеть чтением, чем письмом, то констатируется наличие дислексии. Если труднее дается письмо, то ставится диагноз дисграфия. Чаще всего при задержке речевого развития наблюдаются одновременно и дислексия, и дисграфия. Однако в отдельных случаях они могут выступать и изолированно. Полная неспособность читать носит название алексии, полная неспособность писать — аграфии.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Дислексия обусловлена несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения. А.Р. Лурия отмечал, что чтение является процессом перешифровки одних символов — зрительных (графических), к которому относится различение и узнаваниe букв, в другую систему символов — устную речевую (артикуляционную), что связано с процессом воспроизведения звукопроизносительного образа слова, его прочитыванием. На основе этих сложных перешифровок происходит процесс декодирования, затем — понимание прочитанного. Процесс чтения у взрослого человека — это сформировавшееся действие, навык.
Формирование навыка чтения
Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения, который проходит у ребенка в несколько этапов:
- овладение звукобуквенными обозначениями;
- послоговое чтение;
- становление синтетических приемов чтения;
- синтетическое чтение.
Дислексия — одна из форм отклонений речевого развития, которая начинает проявляться в младшем школьном возрасте, в период интенсивного усвоения навыков письменной речи. Ее распространенность достаточно высока и составляет у школьников не менее 5–10%.
В Международной классификации болезней МКБ-10 дислексия представлена в разделе «Расстройства психологического развития» и категории «Специфические расстройства школьных навыков» под рубрикой F81.0 — «Специфическое расстройство чтения». Дислексию принято определять, как не соответствие между фактическим и ожидаемым уровнем развития на вы ков чтения/правописания с учетом хронологического возраста и общего показателя интеллекта (IQ).
Согласно диагностическим критериям МКБ-10, низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями.
Для дислексии характерны трудности, связанные с точностью и скоростью распознавания слов при чтении, а также с письмом под диктовку/орфографией и декодированием. Причиной этих трудностей обычно служит дефицит фонологического компонента речи, наличие которого не соответствует уровню развития когнитивных способностей и достаточному школьному обучению.
Вторичными проявлениями являются трудности понимания прочитанного и недостаток объема прочитываемых материалов, что обычно приводит к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний. По сравнению с нормально читающими, у людей с дислексией обработка информации во время чтения про исходит в иных областях головного мозга, то есть при выполнении данного и ряда других заданий их мозг реагирует иначе, вырабатывая альтернативные приспособительные механизмы. Но в связи с тем, что скорость обработки этой информации остается медленной, а письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройства учебных навыков в виде дислексии и дисграфии могут иметь долговременные и даже пожизненные последствия.
Если имеются сложности поддержания и устойчивости активного тонуса (1 Блок мозга – Блок регуляции тонуса и бодрствования), то это влечет следующие нарушения чтения:
- резкое колебание темпа и качества чтения,
- потеря строки,
- дисфония (нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью),
- смазанность и монотонность при чтении вслух,
- заниженный темп чтения,
- непонимание смысла прочитанного при завышенных требованиях к скорости чтения,
- неусидчивость, неспособность долго заниматься чтением.
Если есть нарушения со стороны фонематического слуха, вербальной памяти (это 2 Блок мозга – Блок приема, хранения и переработки информации), то это влечет следующие нарушения чтения:
- отчуждение смысла слов,
- низкая интонированность чтения,
- литеральные парафазии при чтении вслух (заменяют отдельные буквы в словах на другие, иногда схожие по звучанию (б на п, з на с и т.д.), либо похожие по способу произношения (н на л). Возможны пропуски звуков, добавление новых),
- трудности понимания и удержания в кратковременной памяти смысла прочитанного предложения и текста, анализа и прочтения вслух сложных слов, изолированных слогов и звуков,
- неправильная расстановка ударений,
- забывание смысла слов.
Если есть нарушения со стороны кинестетического анализа (2 Блок мозга – Блок приема, хранения и переработки информации), то это влечет следующие нарушения чтения:
- нарушение избирательности артикуляционного анализа слов,
- трудности переключения с буквы на букву при чтении вслух,
- смешения и замены букв, обозначающих гоморганные артикулемы л-н-д*, б-м-п (Нина-Дина, губа-гума)
- снижение скорости чтения из-за недостаточной подвижности речевого аппарата,
- непонимание смысла читаемого при отсутствии артикуляции.
Если есть нарушения со стороны зрительного гнозиса и зрительной памяти (2 Блок мозга), то это влечет следующие нарушения чтения:
- трудности формирования и запоминания графического образа буквы и слова,
- трудности соотнесения печатного слова с его зрительным образом,
- смешение и замены перцептивно близких и низкочастотных печатных букв (ц-у, ж-х, ш-щ т-г, э-з),
- путаница перцептивно похожих слов (галка-галька, полено-полно).
Если есть нарушения со стороны пространственного анализа и синтеза, пространственной памяти, зрительно-моторной координации (2 Блок мозга), то это влечет следующие нарушения чтения:
- замедленное формирование образа буквы и образа слова,
- трудности нахождения начала строки,
- игнорирование части зрительного поля,
- замедленная техника чтения текста из-за трудностей восприятия букв, в пересказе — смены эталонов слов (галка — ворона).
Если есть нарушения со стороны кинетической (серийной) организации движений (3 Блок мозга — Блок программирования, регуляции и контроля), то это влечет следующие нарушения чтения:
- акцентологические ошибки,
- трудности переключения со слога на слог, со слова на слово,
- трудности складывания букв в слоги и слова,
- ошибки в ударениях.
Если есть нарушения со стороны планирования, контроля и инициации действий (3 Блок мозга), то это влечет следующие нарушения чтения:
- угадывающее чтение,
- несоблюдение пауз и знаков препинания,
- непонимание основного смысла текста и подмена его неконтролируемыми собственными догадками, побочными вплетениями и персеверациями,
- обедненность пересказа-обедненность и снижение обобщающей функции речи
- устойчивое отсутствие желания читать.
Необходимо отметить, что полная неспособность к чтению встречается очень редко. Алексия – это полная невозможность обучиться читать.
Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение чтения (дислексия, алексия) обычно сопровождается нарушением письма (дисграфия, аграфия).
Литература:
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения. СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
- Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М.: МПСИ, 2000. — 148 с.