Диспраксия

Диспраксия – заболевание, характеризуемое моторными трудностями и неуклюжестью. При нем дети с трудом координируют свои действия: часто роняют предметы, врезаются в углы, падают на прямом месте и т.п. При этом у детей нет нарушений тонуса и параличей. Еще его называют «синдром неуклюжего ребенка».

Моторные трудности и неуклюжесть

Название «диспраксия» происходит от 2 слов: «дис» – нарушение и «праксис» -движение.

Праксис – это высшая психическая функция человека. Это возможность совершать осознанные целенаправленные движения. Данная функция формируется в контакте с окружающим миром.

Нейронные связи формируются всю жизнь, но есть понятия нормы и последовательности формирования. Каждый ребенок проходит стадию неуклюжести в своем моторном развитии, но к 7 годам она должна пойти. Если вы замечаете, что она не прошла, то это повод обратиться к неврологу и нейропсихологу.

Причины Диспраксии:

Истинных причин этого заболевания окончательно не найдено, но последние исследования говорят о том, что его могут вызывать неполное развитие нейронов и незрелость нейронных связей головного мозга. Так же замечено, что нарушение развития двигательных функций имеют дети, которые перенесли гипоксически-ишемические поражения головного мозга в перинатальном периоде.

Симптомы диспраксии:

– частые спотыкания, порою на ровном месте,

– часто падает,

– не может ловко играть с мячом, ловить и кидать его,

– сносит углы, часть ударяется,

– имеет плохую осанку

– задержки физического развития,

– плохая графомоторика (плохо пишут, рисуют, штрихуют),

– долго и тяжело учатся сами одеваться (застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.),

– ребенок медленно учится самостоятельно есть,

– трудности обучиться ездить на велосипеде, самокате,

– различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.

Детям с такими нарушениями трудно социализироваться. Сверстники часто смеются над ними и не хотят играть в совместные игры, потому что моторно неловкий ребенок не успевает за общим ритмом. Так же такие дети характеризуются сильной утомляемостью, так как мозгу нужно больше энергии, чтобы контролировать то, что сверстники делают легко и автоматизировано.

В зависимости от того, какой участок коры мозга плохо функционирует, такие особенности и сложности могут возникнуть у ребенка в развитии. Они так же могут отразиться в дислексии (трудностях речи), мышлении, чтении, решении задач и т.п.

 

 

Лечение диспраксии:

С точки зрения медицины диспраксия не лечится. Нет волшебной таблетки, которая поможет все восстановить. Однако, можно помочь ребенку развить моторику и стать более ловким, а после автоматизировать движения. Во-первых, важно понять истинные причины заболевания. В этом поможет невролог. Далее пройти диагностику и начать занятия с нейропсихологом. В случае речевых проблем подключить логопеда.

Часто таких детей родители намеренно отдают в танцы и спорт. Это в корне не верно. Крайне редко такие попытки заканчиваются удачно. Обычно ребенок, и без того имеющий моторные трудности, начинает еще больше отставать и становится не успешным еще в одном деле. Только после прохождения курса нейрокоррекции, в случае хорошей положительной динамики и желании ребенка, можно подумать о спорте.

Советы родителям:

Родителям очень важно понимать, что неуклюжесть ребенка – это не его физиологическая особенность. Нет, он не издевается, роняя вторую кружку за день, не делает это специально. Конечно, это может раздражать, но постоянные упреки только сформируют негативную самооценку и отобьют всякое желание стараться.

– Поощряйте ребенка за старания, за попытки сделать что-то лучше, обращайте на это его внимание,

– Соблюдать режим дня,

– Помогать ребенку в овладении необходимых навыков,

– Быть терпеливым к своему ребенку.

+7 906 037 03 09