История нейропсихологической диагностики и смежные методы

Нейропсихология — это отрасль психологии, изучающая мозговую организацию психических процессов. Она занимается изучением, диагностикой и методами коррекционно-восстановительной деятельности.

Нейропсихология сложилась на стыке медицины и психологии.

Ученые долгое время спорили как работает человеческий мозг. Одни считали, что каждая отдельная зона отвечает только за свое, другие, что весь мозг отвечает за все процессы сразу.

В первой половине XX века выдающийся ученый Р.А.Лурия, имеющий сразу 2 образования: медицинское и психологическое, выдвигает утверждение, что высшие психические функции — это сложные системы, обеспечивающиеся работой всего мозга, но каждая зона вносит свой отдельный вклад в строение этих систем. Мозг пластичен, а значит при нарушении тех или иных зон, соседние зоны могут взять на себя функции пострадавших.

Это открытие дает новый взгляд на организацию человеческого мозга, а также на возможности коррекции. В июне 1941 года Р.А. Лурия назначен руководителем крупного эвакогоспиталя под Челябинском. Это позволяет ему продолжить наблюдение за черепно-мозговыми ранениями у молодых людей. Данный период внес огромный вклад в диагностику и коррекцию таких нарушений.

Р.А. Лурия делит мозг условно на 3 функциональных блока. И это становится основой нейропсихологии и является ее костяком и для современной диагностики.

Первый блок— это стволовые отделы мозга и ретикулярная формация. Они отвечают за сон и бодрствование и поддержания тонуса в целом. Он регулирует подачу энергии на 2 вышележащих блока.

Второй блок – это височная, теменная и затылочные доли коры больших полушарий. Они участвуют в приеме поступающей модальной информации (зрительной, слуховой, тактильной), ее обработке и хранении. Это блок памяти, переработки восприятия предметов и пространства. (здесь мозг принимает из пространства ощущения и записывает их в памяти. Ощущения важны нам, чтобы оценивать реальность. Что происходит вокруг меня, внутри меня, где я нахожусь, в каком положении. В наш мозг каждую миллисекунду поступает бесчисленное количество информации. Эти ощущения текут ручейками внутри нас, объединяются в единые образы и представления. Когда ребенок рождается, он объединять их вместе, воспринимая информацию каждым анализатором отдельно, но со временем от научится интегрировать их.

Приведу пример: Я попрошу вас закрыть глаза и представить себе апельсин. Какой он? По ощущениям от круглый, немного шершавый, тяжелый. Давайте рассмотрим его внимательно. Какого он яркого оранжевого насыщенного цвета, на нем его неровности. А какой он на вкус? Сладкий или кислый? Почувствуйте. А если снять с него кожицу, нажать на нее, чтобы сок брызнул и попал в глаз? Вы поморщились. Правильно. Но апельсина здесь нет. Но, вы смогли все это вспомнить и представить все, о чем я говорила. И запах и вкус. Это и есть интегрированный, записанный в вашей памяти образ апельсина. Это работа 2 блока мозга.

Третий блок – лобная, премоторная и двигательная область коры. Отвечает за сложные процессы намерений, в построении планов и программ деятельности, программировании и переключении. Начиная от простых моторных движений, заканчивая сложными выстроенными процессами. Он помогают осуществлять постоянный контроль над протеканием всей деятельностью.

Если в каком-нибудь из блоков есть нарушение, страдает вся деятельность в целом. Постороннему наблюдателю практически невозможно найти первопричину, он может увидеть только следствие.

Благодаря научным трудам Р.А.Лурия, он разрабатывает такие тесты, которые безошибочно дают возможность определить комплекс нарушений высших психических функций и связанных с ними поражённых участков мозга. И долгое время нейропсихология работает по его диагностики совзрослыми здоровыми людьми после травм и инсультов. Помогает определить зону поражения и начать коррекцию.

Возникновение и развитие нейропсихологии детского возраста начинается еще при Р.А.Лурия, но наиболее ярко раскрывается его учениками во второй половине XX века. (Глозман Ж.М., Хомская Е.Д. Л.С.Цветкова, Э.Г. Симерницкая и т.д.). Они показали, что мозговая организация детей в корне отличается от сформированной взрослой. Так, например, для детей до 10-летнего возраста очень значимо поражение правого полушария мозга. Это приводит к таким нарушениям высших психических функций, какие бывают у взрослых при нарушении левого. Это стало важным скачком в научных кругах. Важно то, что мозговая организация и высшие психические функции меняются от возраста к возрасту. Поэтому диагностика детей должна учитывать возраст ребенка, в отличие от взрослых людей. Это затрудняет диагностику, но обеспечивает хороший компенсаторный потенциал в детском возрасте.

Существует мнение, часто распространяемое среди нейропсихологов, что после 9-10 лет мозг ребенка перестает развиваться и ничего уже нельзя с ним сделать. Это неправда. До самого последнего дня в жизни в нашем мозге формируются все новые нервные связи. Но, чем ребенок младше, чем мозг его более пластичен, а значит проводить коррекцию можно быстрее и эффективнее.

Как показывают последние исследования в этой области науки, мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Но чаще всего, когда не дозрел один из участков мозга, он компенсируется другим, и тогда чаще всего внешне вы практически этого не заметите. У каждого из нас есть те или иные дефекты, но они так грамотно скрыты и заменены на более сильные функции, что нам это не мешает развиваться и вполне себе счастливо существовать. Но когда ребенок еще маленький, а функция нарушена сильно, то мы видим это в жизни. А особенно ярко в школе, обучении.

Здесь и начинается неупеваемость, ошибки, сложности в усвоении нового.

Обратите внимание на эту таблицу. Перед успешным обучением лежит много других кирпичиков, как в построенном доме и при выпадении любого из них, все верхние «лягут» криво и не смогут функционировать в полную силу.

Чтобы определить, какой же кирпичик выпал, для детей со школьной неуспеваемостью и проблемами обучения подойдет классическая нейропсихологическая диагностика. Она апробирована многими специалистами, постоянно совершенствуется и дорабатывается.

Однако, сейчас становится все больше и больше детей, имеющими неврологические поражения, органику, ментальные нарушения, отставания и искажения в развитии. Статистика с каждым годом все громче кричит нам, что % таких детей неумолимо растет.  Часто встречаются дети без речи и ее понимания, без сотрудничества. Их невозможно усадить, они не отвечают на вопросы. И им тоже необходима диагностика и коррекция, и чем раньше, тем лучше. Но как провести нейропсихологическую диагностику, если вся она опирается на вербальные вопросы, понимание?

Последние десятилетие активно стали развиваться направления для работы с особыми детьми. Это такие направления, как DIR Floortime, ABA, Сенсорная интеграция, различные телесно ориентированные методы ( Фельденекрайс, Метод Со-творения на основе постановки движений по Берштейну ) и многие другие.

Использование таких методов дает необходимые механизмы для диагностики детей раннего возраста и особых детей. С помощью наблюдения за ребенком, записанных коротких видео, анализа собранных медицинских исследований, доступных ему заданий оценивается: уровень глубокой и поверхностной чувствительности, тонус тела, уровни постановки движений по Берштейну, особенности игры, сенсорные системы, коммуникация, речь, ее понимание, крупная и мелкая моторика, особенности внимания, переключения, планирования действий и многое другое.

Это все дает возможность понять причину нарушений функций, простроить совместно с родителями план и близлежащие цели. И по ступеньке поднимаясь наверх, мы будем собирать кирпичик за кирпичиком необходимые функции и навыки. Часто бывает так, что после проведения диагностики по телесно ориентированным методам, после коррекции формируется внимание, усидчивость, речь, и тогда мы переходим на классическую нейрокоррекцию. Но до этого нужно много месяцев упорных тренировок.

Литература:

— Хомская Е.Д. Нейропсихология 4-е изд. СПб., 2011

— Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. СПб, 2008

— Визель Т.Г. Основы нейропсихологии, Москва В.Секачев 2014

—  А.В.Семенович Введение в нейропсихологию детского возраста, 6-е изд. Москва 2005

— Е.В.Максимова Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А.Бертейна Москва, 2012

— Е.В. Максимова Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного пстхического развития особых детей. Москва, 2016

-Э. Дж.Айрис Ребенок и сенсорная интеграция 5-е изд. Москва, 2018

+7 916 746-66-01