Кто такой нейропсихолог?

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология – это пограничная дисциплина, лежащая на стыке психологии и медицины.  Нейропсихология изучает мозговую локализацию психических функций (то есть какие структуры головного мозга и их связи отвечают за работу тех или иных психических процессов) с целью проведения диагностики и коррекции их нарушений.

Изучая особенности развития мозга и его влияние на личность и поведение, нейропсихология может ответить на следующие вопросы:

– Какая зона мозга влияет на те или иные психические процессы,

– Онтогенез (развитие) мозга,

– Влияние травм и нарушений развития на психические функции человека,

– Особенности различий мозга ребенка, взрослого и пожилого человека,

– Как с помощью диагностики определить дефицитарные зоны головного мозга,

– Как с помощью нейропсихологических методов коррекции восстановить утраченные, в следствии травм или инсультов функций детей и взрослых людей,

– Как с помощью нейропсихологических методов коррекции помочь ребенку без видимых травм лучше учится и адаптироваться в нашем мире.

 

История нейропсихологии.

Нейропсихология родилась в России благодаря ученому Роману Александровичу Лурия. Который, являясь одновременно психологом и врачом, смог объединить 2 таких разных направления. Он выдвигает теорию мозговой организации ВПФ (подробнее читайте в Нашей статье «Нейропсихологическая диагностика- здесь должна быть ссылка). В 1941 году Р.А. Лурия назначен руководителем крупного эвакогоспиталя под Челябинском. Это позволяет ему продолжить наблюдение за черепно-мозговыми ранениями у молодых людей. Данный период внес огромный вклад в диагностику и коррекцию таких нарушений. Он разрабатывает систему диагностики с помощью которой определяет нарушения области мозга. Современна диагностика в своей базе имеет именно его наработки, дополненные и адаптированные под современный мир.

 

Детская нейропсихология.

До 1970 года нейропсихология преимущественно занималась описанием синдромов и постановкой топического диагноза. Но с появлением компьютерной томографии (1973 год), а чуть позже с появлением функциональной магнитно-резонансной томографии (1980) исследования мозга выходят на новый уровень. Долгое время нейропсихологическая коррекция рассматривала только взрослых людей и восстановление после инсультов и травм, однако с каждым годом рождается все больше детей, которые имеют особенности развития, задержки, трудности с речью и школьную неуспеваемость, поэтому в нейропсихологии начинает активно выделяться новое направление – детская нейропсихология. С начала 90-х годов активно появляются публикации, связанные с коррекцией таких нарушений. Поэтому, нейропсихология является достаточно молодым направлением. С каждом годом, специалистов в этой области становится все больше и больше. Опираясь на современные научные публикации и разработки Российских и зарубежных коллег, появляются все более совершенные методы диагностики и коррекции.

 

 

Кому помогают нейропсихологи?

Классическая детская нейропсихология работает с трудностями обучения, школьной не успеваемостью, атипиями развития в следствии родовых травм, болезней раннего возраста, травм головного мозга, а также, коррекционные занятия помогут справиться с такими трудностями, как:

– Задержка психического и психоречевого развития (ЗПР, ЗПРР),

– Нарушение крупной и мелкой моторики (диспраксия, моторная неловкость),

– Нарушение внимания, памяти, мышления, пространственных представлений,

– Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),

– Низкий темп деятельности,

– Сложности с письмом и чтением,

– Повышенная утомляемость и отвлекаемость.

 

 

 

Когда стоит обратиться к нейропсихологу?

Все мы имеем те или иные сложности. Одни легко теряются в картах и новых местах, другие медленнее читают, третьи не понимают математику. Это нормально. Каждый человек уникален и имеет свои сильные и слабые стороны, свой темп развития и особенности.

Когда же стоит обращаться к нейропсихологу?

Когда нарушения влияют на развитие, адаптацию в окружающей среде, наборе навыков и знаний. В этом случае время работает против нас. С каждым годом эффективность коррекции падает. В таком случае, прийти лучше раньше, чем позже. По классике, нейропсихологи работают с детьми до 9 лет. С такими детьми работать проще и быстрее, но это не значит, что если вашему ребенку исполнилось 10-11 или больше, то ему помочь нельзя. Можно! Мозг человека развивается до нашего последнего вздоха, но в этом случае коррекция будет более длительной и потребует больше усилий. К тому же, как правило, к этому возрасту школьная неуспеваемость растет как снежный ком, дети перегружены репетиторами и домашними заданиями и времени на отработку заданий от нейропсихолога просто не остается времени.

 

 

Как работает нейропсихологическая коррекция?

С помощью комплекса двигательных, дыхательных и игровых методик, ребенок учится лучше чувствовать и управлять своим телом, учится переключению, контролю, вниманию и так далее. Под каждого ребенка прописываются свои задачи и разрабатывается программа. Нейрокоррекция это не физкультура, как может показаться сначала. Она не ставит своей целью развитие мышц и направленность на «быстрее, выше, сильнее». Здесь не важна скорость и сила, здесь важно научиться понимать свое тело и управлять собой. Ведь наш мозг не может работать без тела. Это взаимосвязанный процесс. И развивая, скажем, навык торможения телом, ребенок учиться тормозить себя в других более сложных процессах.

Движение – это основа всех психических процессов. Однако, не менее важную роль имеют когнитивные процессы, поэтому с помощью игр и различных заданий, нейропсихологи работают непосредственно с психическими функциями: памятью, мышлением, вниманием, речью, пространственными представлениями и так далее. Зная закономерности развития мозга, двигаясь постепенно от простого к сложному и опираясь на то, что у ребенка лучше получается, специалист прорабатывает все его слабые стороны.

 

Работа с особыми детьми

Некоторое время в юрисдикции нейропсихологов были дети без серьезных диагнозов, из так называемой «субнормы», однако с каждым годом особых детей ставится все больше и больше. Специалистов же в работе с детьми с сенсорной дизентеграцией, специфическими физическими трудностями, аутизмом, умственной отсталостью и иными психическими нарушениями в России не так много. Если ребенок достаточно сложный, безречевой, без понимания речи, а также имеет нежелательное поведение, ему сложно подобрать специалиста. Для работы с такими детьми, требуется прохождение дополнительного обучения и практики.

В Европейских странах и Америке нет такого специалиста, как нейропсихолог в том понимании, как в России. (В США нейропсихолог занимается изучением непосредственно поведения человека, но не коррекционными занятиями). С физическими, психическими трудностями, а также адаптацией к окружающей среде работают такие специалисты, как: эрготерапевты, специалисты по сенсорной интеграции, игровые терапевты (Floortime, денверовская модель раннего вмешательства), различные направления физической терапии (Фельденкрайс, Боббат) и другое. Работой с поведением занимаются специалисты АВА (Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения.)

В последние 5-8 лет повышение квалификации по этим специальностям стало доступно и для российских специалистов, не только в тяжело доступном очном формате, но и в удаленном, а также в виде приездных интенсивов. Благодаря этому, у отечественных специалистов появилась возможность использовать наработанную научную и практическую базу зарубежных коллег. Поэтому, большинство нейропсихологов, работающих с особыми детьми, постоянно повышают свою квалификацию, посещают конференции и семинары, так как наука не стоит на месте.

 

 

+7 906 037 03 09