С каждом годом, левшей становится все больше и больше. Ещё 50 лет назад в классе было не более 1 леворукого ребёнка. Иметь ребёнка-левшу было неправильно, не почетно. Поэтому их повально переучивали писать «как должно». Сейчас ситуация кардинально изменилась и «левшеством» никого не удивишь. Но откуда оно берется, и какие они «эти левши»? Об этом наша статья.
Левшество
Проблемой левшества занимаются не первое столетие и результаты этой работы имеют часто противоречивый и не однозначный характер.
Левшество делят на моторное (рука, нога) и на сенсорное (ухо, глаз, осязание и т.п.).
Человеку присуще различное сочетание асимметрий и у каждого человека они могут быть различным. То есть, если человек правша — это не значит, что ведущие глаз и нога будут так же правыми, сочетания могут быть самыми разными. Так же не значит, что если человек пишет левой рукой, то он левша. Это говорит о том, что он леворукий, хотя часто эти понятия принимают за тождественные. Поэтому определяя профиль человека, рассматривается вся картина в целом, в том числе другие особенности функционирования нервной системы.
Леворукость
В нейропсихологии понятия «левшество» и «леворукость» синонимами не являются.
Леворукостъ – это термин, отражающий предпочтение левой руки над правой, то есть это внешнее проявление правополушарного доминирования в следствии различных причин.
«Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество истинное, генетически заданное» (А.В. Семенович).
Концепция доминантности полушарий утверждает, что левое полушарие отвечает за речь и логическое мышление, правое полушарие отвечает за невербальные коммуникации и эмоции. Однако, согласно исследованиям, у детей до 5 лет, травма правого полушария наносит больший вред речи, чем левое. Это говорит о том, что расположение в мозге зон, отвечающих за те или иные функции, меняется с возрастом.
Для левого полушария головного мозга взрослого человека характерен аналитический, стереотипный, рациональный и логический характер психической деятельности. Информация обрабатывается последовательно и небольшими порциями в виде слов и других условных знаков. Характерна направленность познания мира через вербальные способы. Левое полушарие вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Оно вырабатывает алгоритмы, правила, принимает общественны нормы и записывает в памяти, руководствуясь ими, то есть отвечает за социальную адаптацию в привычных условиях жизнедеятельности. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, которую проще анализировать, расставив все по полочкам в системе, но это создает определенную ограниченность без работы правого полушария.
Для правого полушария характерны образность, опора на интуицию, спонтанность и эмоциональность, непроизвольные формы реализации психических процессов. Оно целостно обрабатывает большие массивы информации в виде образов и других невербальных сигналов. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы образного мышления, музыкальные и художественные способности, основы зрительной памяти. Правое полушарие отвечает за выработку новых стратегий для адаптации в новых или изменившихся условиях жизни.
Нет более важного и менее важного полушария. Любое нарушение деятельности одно из полушарий влияет на весь организм в целом. В норме мозг работает как единая слаженная система, где каждая его часть вносит свою долю в общий единый процесс.
В большинстве случаев левой стороной тела управляет правое полушарие, а правой- левое полушарие мозга. В детстве ведущее полушарие, более активное и значимое — это правое, но к 4-5 годам левое начинает тормозить правое. У левшей же этого не происходит. У них активность правого больше, чем у их правшей сверстников.
Считается, что у правшей ведущее полушарие левое, а у левшей правое. Однако, по этому вопросу существуют разночтения. Одни считают, что это так, другие утверждают, что только в детстве, а дальше у всех ведущее становится левое без исключения (ведь мы живем в мире правил и логики), а у правшей просто левое остается более активное. Так, например, В.Леутин и Е.Николаева полагают, что различия людей с левым (правополушарным или средним) и правым профилями латеральности обусловлены различной активностью полушарий мозга. То есть в процессе любой деятельности их мозг работает по-другому, что и влияет на их характер, виденье этого мира и тех особенностей развития, которые их отличает от правшей.
Причины левшества.
Проблемы левшества одна из самых обсуждаемых и мало изученных проблем в науке о человеке. Не смотря на обилие исследований, пока ответов меньше чем вопросом. Доподлинно не известно откуда берётся феномен левшества, но замечено, наследственность имеет значение. То есть если в семье присутствуют левши, то вероятность рождения ребёнка с левшеством больше. Процент генетических левшей за всю историю наблюдений примерно равен 20-25%. Что говорит о том, что увеличение процента леворуких детей имеет иную природу, нежели генетическую. Однако, общий процент левшей в западных странах за последние 50 лет резко увеличился. Это связывают в первую очередь с повсеместным прекращением переучивания левшей, а также с изобретением приборов, инструментов и специальных гаджетов для левшей.
Вместе с тем, увеличение левшества связывают с увеличением врожденной или приобретённой мозговой недостаточностью. Так внутриутробная или перинатальная травма чаще левого полушария могут провоцировать леворукость (тогда мы говорим о псевдолевшестве, когда мозг вынужден компенсировать утраты, за счёт другого полушария).
Распространение людей с левым доминантным профилем в человечной популяции зависит от природных, этнокультурных и социальных условий. Так замечено, что в западной культуре больше преобладают люди с левым доминантным полушарием. Так как упор в западной цивилизации делается больше на овладение вербальными навыками и аналитическим складом мышления. Тогда как в восточных странах (особенно будистского востока) имеют более активное правое.
Левшество делят на:
- Истинное левшество (генетическое) — то есть связанное с наследственностью.
- Псевдолевшество (вынужденное)
а)Компенсаторное.
Связано с травмой мозга, как правило левого полушария. Так как правой рукой управляет именно левое полушарие, то правая сторона вынуждена взять на себя функции левого в качестве компенсации имеющихся потерь. Как правило, это происходит в момент родов или раннем периоде и иногда остаётся не замеченным. Просто ребёнок перестает управляться правой рукой, поэтому начинает подключить левую, что в дальнейшем переходит и на письмо. Обычно такие дети имеют моторные сложности, так изначально мозг был заточен под другую систему работы.
б) Травма руки или подражание. Иногда травма в раннем возрасте не дает ребенку развивать правую руку, а начиная управляться левой, так и остается пользоваться ей. Или иногда маленькие дети начинают подражать повзрослевшим братьям, сестрам или родителям и начинают «как все» выбирать другую руку.
- Скрытое левшество. Психические функции равномерно распределены между полушариями. Думают как левши, а пишут правой рукой.
Что характерно для левшей:
Истинные левши имеют удивительное, отличное от общепринятого, видение этого мира, поэтому не перестают удивлять правшей своими выводами и наблюдениями. Очень эмоциональные, чувствительные, склонные к переживаниям по «мелочам», они часто видят этот мир ярче и интереснее. Иногда ребенок левша может так зафантазироваться, что начинает в эту фантазию верить и убеждать окружающих в ее существовании, а значит по факту врать, да так убедительно, что ему сложно не поверить.
Они легко адаптируются в новых условиях и располагают к себе окружающих. Однако, это только одна сторона медали. Четкость выполнения «2 клеточки сюда, 3 сюда», схемы, таблицы, обучение письму по слогам, логичность и четкость выполнения — все это в юрисдикции правшей. Левшам же все это даётся тяжелее и как правило, в первых классах они отстают.
Сложности, с которыми сталкиваются левши:
⁃ Часто имеют трудности с пространственными предоставлениями (зеркалят в письме, читают, наоборот, схемы и рисунки рисуют, наоборот, плохо копируют). Исчезает после 10 лет у 85%, что связано с созреванием мозолистого тела.
⁃ Имеют более низкий ритм деятельности (так как необходимо обработать информацию сначала левым полушарием, потом правым), а мозолистое тело, которое отвечает за скорость передачи сигналов из одного полушария в другое ещё недостаточно сформировано.
⁃ Додумывают задания, смысл текста. Так как имеют очень развитую фантазию и часто погружаются в неё целиком.
⁃ Часто искусно врут без видимых причин.
⁃ Очень эмоциональные, склонны к неврозам.
⁃ Наращения внимания (часто из-за того, что их начинают торопить и они начинают делать ошибки, не успевая за общим темпом.)
Речь у левшей
⁃ начинают говорить поздно после 3 лет, но сразу фразами.
⁃ Обладают плохим фонематическим слухом (плохо делает целостные слова на единицы речи, за что отвечает уже левое полушарие)
Рекомендации для родителей левшат:
Левшам достаточно сложно набирать навыки, просто смотря за деятельностью других. Для этого родителю нужно взять руки ребенка в свои и несколько раз повторить это действие, буквально дать телу (а значит и мозгу) запомнить каждое движение. Тоже касается и написания букв, цифр и рисования.
Изучая стихи, правила, схемы очень хорошо маленькому левше добавить опору на эмоции, образы и сенсорные впечатления. Им сложно просто сидеть за столом и изучать параграф в учебники. Они его не видят и не чувствуют. Например, уча стих, перекидывать друг другу мячик на каждое слово. Или изучая разницу между листьями деревьев или травами, пойти в парк — потрогать их, понюхать, пожевать (если это возможно), а потом, опираясь на ощущения, найти что у них общего и различного.
Как правило, у левшей нарушены пространственные представления как внутренние, так и внешние. Им сложно копировать изображения, они часто зеркалят и рисунки и буквы. Поэтому над этой задачей стоит поработать отдельно. Начать стоит с маркировки Лёвой руки (резиночкой на запястье или браслетом), там им будем проще оттолкнуться от внешних подсказок.
В целом, левшата нуждаются в бережном и заботливом сопровождении взрослых. Им важно дать понять, что они не чужие, не неправильные. Их мир такой же уникальный, как и мир любого из нас. И это прекрасно! Однако, если у вас возникли сложности, с которыми вы не можете справится, то вам стоит обратиться к нейропсихологу или психологу. Эти специалисты, учитывающие уникальность и сложность психического и моторного развития левшей, помогут им реализовать уникальный духовный и творческий потенциал.
Список литературы:
- В.А. Постосев, В.П. Пахомов Статья «Современные нейропсихологические предствления о феномене левшества», 2010.
- Семенович А.В. «Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей» 4 изд., Генезис, 2009.
- Леутин В.П., Николаева Е.Н. «Функциональная асимметрия головного мозга: мифы и действительность. СПб.: Еврознак, 2003.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия», 2002.
- Емельянова Е.Н. «Левшата в школе и дома». Эксмо, 2010.