Нейропсихологическая коррекция

Работа с детьми, имеющими нарушения высших психических функций, называется нейропсихологической коррекцией. Дефектную функцию необходимо формировать, а также корригировать (направлять посредством использования специальных методов обучения).

Крупные ученые в области психологии и дефектологии: Л.С. Выготский, Ф.А. Pay, H.A. Pay, C.C. Ляпидевский, P.M. Боскис, Ж.И. Шиф, Р.Е. Левина и др. стояли у истоков коррекционного обучения.

Тактика и стратегия коррекционного обучения детей имеют существенные отличия от работы со взрослыми.

Во-первых, основная причина различий – это то, что у детей и взрослых мозговая организация психической деятельности не одинакова.

Во-вторых, то, что взрослый человек делает за счет сформированных навыков, автоматизмов (которые хранящихся в памяти), ребенок должен выполнять за счет мышления.

В-третьих, при работе со взрослыми принцип возрастного соответствия используемых методов не является основополагающим; в то время как в детском возрасте он играет принципиально важную роль (иными словами, используемые методы должны соответствовать возрастным возможностям ребенка).

В-четвертых, имеется возрастная специфика и выбор непострадавших модальностей для компенсации имеющихся дефектов.

Необходимо использовать такое преимущество детского мозга, как пластичность, применять и прямые, и обходные методы коррекционной работы.

Рисунок 1. Зоны мозга, которые привлекаются при нейропсихологической коррекции у детей

Прежде чем рассмотреть основные направления нейропсихологической коррекционной работы с детьми, нужно обратить внимание на следующий рисунок:

 

 

Рисунок 2. Этапы формирования когнитивных функций

На данном рисунке наглядно показаны этапы формирования когнитивных (познавательных) функций, где академическое обучение за столом находится на самом верху.

Основой же являются сенсорные системы (обонятельная, зрительная, слуховая, вкусовая, тактильная, вестибулярная, проприоцептивная) и сенсомоторное развитие (схема тела, выработка рефлексов, моторное планирование, ориентация по сторонам тела, равновесие, восприятие входящей информации).

Если у ребенка имеются сложности с каким-либо компонентом этих базовых уровней, то формирование элементов, составляющих более вышележащие уровни, также будут затруднены.

Поэтому нейропсихологическую коррекционную работу должны предварять (при необходимости):

— элементы сенсорной интеграции,

метод постановки движений по Бернштейну,

— элементы кинезиотерапии и т.п.

 

Принципы и порядок нейропсихологической коррекции при работе с детьми развернуто описаны в работах Т.В. Ахутиной с соавторами, Т.Г. Визель, Ж.М. Глозман с соавторами, Ю.В. Микадзе, Л.С. Цветковой, , А.В. Семенович и др.

Существует два основных направления нейропсихологической коррекционной работы с детьми (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Основные направления нейропсихологической коррекционной работы с детьми

 

Итак, первое направление нейропсихологический коррекционной работы с детьми – это формирование базовых основ (предпосылок) когнитивных функций (метод замещающего онтогенеза).

«Специалисты отмечают, что затруднения в обучении, общении, адаптации, различные варианты отклоняющегося поведения чаще наблюдаются у детей с нарушениями раннего, в том числе внутриутробного развития (неблагополучное течение беременности, родов, тяжелые заболевания до 1 года). Отсюда логично сделать вывод, что коррекционные воздействия следует изначально направлять не на развитие высших психических функций (ВПФ), а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, как бы «пропущенных» ребенком на этапах раннего онтогенеза. И только на заключительных этапах работы переходить к методам когнитивной психотерапии. … То есть коррекционный процесс должен быть нацелен на уровни, предшествующие несформированным или нарушенным. В противном случае работа педагогов и психологов будет похожа на работу кровельщиков, пытающихся положить крышу на дом с недостроенным фундаментом и стенами» [1, С. 462].

«Идеология метода замещающего онтогенеза основана на теории А.Р. Лурия и трех функциональных блоках мозга и Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. В качестве основополагающего в методе замещающего онтогенеза выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены» [2, С. 65].

Создание и апробация метода замещающего онтогенеза обусловлены теоретическими и научно-прикладными исследованиями (Э.Г. Симерницкая, Л.И. Московичюте, А.В. Семенович, Б.А. Архипов и др.).

«Первой и основной коррекционно-абилитационной целью МЗО является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык-глаза, руки-ноги-дыхательная система, суставно-мышечная – дыхательная системы и т.п. здесь максимально используется психомоторная коррекция, включающая помимо собственно нейропсихологических, телесно-ориентированные, этологические, восточные психотехники. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций с необходимостью, в силу единства мозговой организации, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия» [2, С. 67].

Комплекс данных технологий ориентирован на коррекцию 1-го функционального блока мозга. (подробнее про три блока мозга читайте в статье «Нейропсихологическая диагностика»)

Исходный статус ребенка влияет на начало направленной коррекции познавательных процессов (2-й функциональных блок мозга).

Наиболее ценный результат метода замещающего онтогенеза — формирование у ребенка уровня произвольной саморегуляции, оптимального для него (3-й функциональный блок мозга).

Таким образом, завершающий этап метода завершающего онтогенеза акцентирует автоматизацию следующих опосредуемых 3-м функциональным блоком мозга форм психической деятельности:

  • обобщающая и смыслообразующая функция речи,
  • способность к построению самостоятельного продуктивного речевого акта,
  • интеллектуальные процессы.

При этом на занятиях обязательны правила, постановка задач, прогнозирование и оценка результатов (т.е. программирования, целеполагания, контроля ребенком протекания собственной деятельности).

Второе направление нейропсихологической коррекционной работы с детьми – это развитие и коррекция познавательных функций и входящих в них компонентов.

При подборе методик важно определение сложности заданий. Оптимально — задание делается без ошибок, но с приложением усилий, «трудясь» (вначале даем задание средней трудности и отмечаем меру помощи ребенку).

Мера помощи определяется на основе обратной связи.

Наиболее часто у детей встречаются:

  • Снижение работоспособности, флуктуации внимания, слабость мнестических процессов, несформированность речи (наиболее энергоемкая функция).
  • Недостаточное развитие программирования и контроля.
  • Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности.
  • Трудности переработки слуховой (слухо-речевой) информации.
  • Трудности переработки зрительной (зрительно-вербальной) информации.

 

Таким образом, тактика и стратегия нейропсихологической коррекционной работы с детьми имеют существенные отличия от работы со взрослыми. Необходимо использовать такое преимущество детского мозга, как пластичность, применять и прямые, и обходные методы коррекционной работы.

Коррекционная работы с детьми включает:

  • формирование базовых основ (предпосылок) когнитивных функций (сенсорная интеграция, метод постановки движений по Бернштейну, метод замещающего онтогенеза и т.д.);
  • развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.

 

Литература:

  1. Антропов Ю.Ф. Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.: Речь, 2002. – 560 с.
  2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с: ил.
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
  4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2017. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  7. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с: ил.

 

+7 916 746-66-01