Подготовка к школе

 Многие родители начинают задумываться о том, стоит ли отдавать ребенка в школу, порой начиная с 4 летнего возраста своего чада. Стоит ли ребенка отдать в школу на год раньше или продлить ему детство? Чем руководствуются они при принятии такого важного решения? Большинство личным опытом и амбициями: «Я пошел в 6 и учился хорошо.», «А мы пойдем в 6, потому что мой ребенок самый умный.». Кто-то из-за мнения окружающих и согласно правилам общества: «Нам все говорят: а чего год терять?», «У меня у всех знакомых дети пошли в 7, почему мой должен еще год ждать? Что же скажут, что он дурачок?». Таких причин можно написать много, но важна лишь одна! Готов ребенок к школе или нет. Больше не важно ничего. Часто ли родители задаются этим вопросом? По опыту, к сожалению, нет. Большинство считает, что к 7 годам ребенок «обязан» быть готов. И точка. Но все чаще и чаще мы сталкиваемся с тем, что ребенок не готов. И дело тут не в умении читать и писать, а в более глубинных процессах, которые будут влиять на его сложности школе.

Из чего состоит «готовность к школе»?

Мы не роботы и развиваемся все с разной динамикой. Для того, чтобы стать первоклашкой, нужно чтобы «созрели» все необходимые для этого функции. Школьная готовность делится на физическую, психологическую и интеллектуальную.

Физическая готовность к школе.

ребенок должен быть обще физически и моторно развит. (ловкость, крупная и мелкая моторика, сила, скоординированность движений.) Ребенку предстоит выполнять множество операций, к которым он должен быть готов. Умеет ли он держать правильно ручку, рисовать линии, перекладывать мелкие предметы, застегивать молнии и пуговицы? Ну и тяжелый рюкзак никто не отменял.

состояние здоровья, противопоказания, состояние анализаторных систем. Перед школой необходимо пройти медицинскую комиссию и получить заключение, что ребенок здоров и может учиться в общеобразовательном заведении. Особое внимание уделяют зрительной и слуховой системам, так, как они наиболее важны для восприятия поступающей информации. Если ребенок находится на лечении или ему предстоит оно в ближайшем будущем, то стоит обговорить с врачом поступление в 1 класс и возможно отложить его на год.

– развита способность к статическим нагрузкам (ребенку будет необходимо сидеть и выполнять задания, не расползаясь по столу.)

способность к самостоятельной работе (собрать портфель, дойти до класса и тд.)

– навыки гигиены. (пользоваться туалетом, мыть руки, следить за своим внешнем видом, завязывать шнурки, убрать за собой рабочее место, выкинуть мусор, собирать и складывать вещи в рюкзак.

развитая работоспособность и усидчивость. Для первоклассника это 25 минут сохранять внимание на однообразной деятельности, слушать учителя и выполнять его задания. Важно не просто способность выследить, а услышать, усвоить и работать в высоком ритме, без последующего выраженного утомления после урока.

При каких-либо отклонениях от нормы или медицинских противопоказаниях, стоит отсрочить зачисление в 1 класс или рассмотреть возможности специальных условий для обучения.

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность в первую очередь определятся сформированной мотивацией учиться.

В норме основная цель ребенка – это вырасти. Он стремиться к каждой следующей ступеньке, которая докажет всем, что уже он совсем взрослый. Но, сейчас все чаще встречаются дети, которые не хотят покидать стены детского сада. Почему же так происходит? Одни видят негативный опят взрослых братьев и сестер, другие устали рано вставать и автоматически переносят это на школу, да еще и уроки надо делать. Кто-то так замучен кучей кружков, но уже не хочет ничего, кроме того, чтобы гулять, спать и кушать.

Бывает и так, что ребенок идет в школу с удовольствием, но его запал быстро проходит. Потому что мотивация была внешняя: новый портфель, статус ученика, новые друзья и тд. А оказалось, что школа – это еще и труд. Тут то и появляется проблема.

Мотивация должна быть глубокая и внутренняя: учиться, расти, узнавать новое. Тут уместно поговорить с ребёнком и рассказать о своем опыте.  Рассказать, что оценки бывают разные и это нормально, что вы все равно его будете любить и вместе со всем справитесь. Только не переборщите. Иногда личный опыт бывает такой негативный, что это может еще больше испугать кроху.

Помимо мотивации к психологической готовности относится:

– благополучная психологическая атмосфера дома. (Развод родителей, рождение новых детей в семье, переезд, потеря близких и тд. могут негативно сказаться на психологическом состоянии ребека)

– понимание границ и правил. (Ко взрослым обращаться на Вы, уважать одноклассников, уметь ждать свою очередь, управлять своим поведением, сдерживать свои желания на уроке и тд.)

Интеллектуальная готовность к школе.

Иногда первоклассник испытывает трудности обучения не из-за психологических причин, не из-за физических, а из-за проблем, связанных с недостаточной сформированностью психических функций. С каждым годом это встречается все чаще и чаще. Это то, над чем работают нейропсихологи в своей работе.

Речь, чтение, письмо, математические действия –  это очень сложные психические процессы. Они строятся и опираются на более простые как пирамида. И если какие либо из нижележащих функций работают с ошибкой и не достаточно сформированы, то все это отражается на академическом обучении.

Не редко бывает, что ребенок и читает и пишет, но родителя жалуются, что у него плохая память, что иногда он забывает что его просили сделать или видит не то, что нарисовано. Или ребенок неусидчивый и летает в облаках. «Сижу рядом – все хорошо, уйду и он перестает делать задание или делает все не так». Этих ошибок очень много разного рода. Обычно родителя теряются и не могут понять причины таких ошибок. Причины таких ошибок кроются в недостаточной форсированности психических функций, которые отвечают за всю деятельность человека, но в учебе они наиболее высвечиваются.

На какие особенности должны обратить внимания родители?

– ребенок неусидчивый. (к 6-7 годам он должен высиживать минимум 25 минут активной деятельности без отвлечения) Ребенок вертится, жует волосы, мотает ногой, расплывается по стулу, быстро утомляется, задает вопросы не по теме, «считает ворон», не слышит учителя, отвлекает всех вокруг, быстро перестает воспринимать информацию.

– плохая память. Общая или по определенной модальности (слуховая, зрительная), малый объем запоминая. (Предложение из 2 слов помнит, а из 3 уже нет.) Забывание смысла слов,

– плохое внимание. Игнорирует обращение к нему, не понимает, о чем его просят, не может сосредоточиться, угадывающее чтение, называет не то, что нарисовано, не понимает.

– пространственные ошибки. Перерисовывает простые фигуры не точно, начинает писать и читать справа на лево, путает времена года, дни недели, вчера, завтра. (что за чем идет.).

– сложности контроля и переключения. Ребенку сложно соблюдать правила, сдерживать себя, быстро переключается на стороннюю деятельность, трудно действовать по образцу (всегда добавляет свое), сложно собрать портфель, одеться без отвлечения, может забыть, о чем просили и начать делать другое. Переставляет слоги местами, не ставит точки и большие буквы, угадывающее чтение. Трудности устного счета. Понимают задания не с 1 раза, долго встраиваются в новую деятельность.

Если вы, прочитая этот список, нашли что-то из перечисленного у вашего ребенка, то вам необходимо пройти нейропсихологическую диагностику, чтобы определить первопричину нарушений. Если нет, то вашему ребенку будет достаточно хорошей подготовки к школе, где раскроют весь его потенциал и дадут базу знаний, научат читать и писать и выполнять простые математические операции.

+7 916 177 13 85