Развитие проприоцепции у детей и влияние на жизнь человека

Проприоцепция

Что такое проприоцепция?

Большинство людей никогда не слышали о глубокой чувствительности. Нам кажется само собой разумеющимся воспринимать мир теми органами чувств, которые у нас есть. Но как это работает, никто не задумываются. Чаще всего люди сталкиваются с понятием проприоцепции, когда попадают к специалистам с имеющимися нарушениями у их ребенка. Большинство искренне удивляются, когда узнают, что помимо кожи есть другие рецепторы, считывающими сигналы из внешней среды.

Так что же такое проприоцепция и почему она так важна для развития ребенка?

Давайте разбираться.

Глубокая чувствительность

Проприоцепция (или глубокая чувствительность) — это способность тела ощущать себя в пространстве. Она включает в себя принятие таких сигналов, как: вибрация, давление, мышечно-суставное чувство. Эта чувствительность, в отличие от поверхностной, включена всегда и постоянно информирует нас о состоянии и положении тела. Глубокую чувствительность часто считают основой для восприятия человеком себя, а также является основой на формирования схемы тела.

Н.А. Берштейн относил к уровню А (именно этот уровень он отводил под понятие о глубокой чувствительности) построение и удержание позы тела, движения потягивания, быстрые вибрационные движения (например, обмахивание веером), непроизвольную дрожь (от холода или от страха), движение тела во время полетной фазы прыжков. Сейчас к этому определению добавляют также обхватывающие движения, объятия, движения протискивания через узкие пространства, прыжки и т.п.

В отличие от поверхностной чувствительности, которая имеет место локализации ощущения (т.е. мы можем четко сказать в каком месте происходит воздействие), глубокая чувствительность же захватывает большее по площади восприятие, потихоньку суммируется и спустя время, если воздействие не прекращается, захватывает все тело. Тело напрягается, возникает общий тонус. В ответ на это ощущение мы можем увидеть, что в процессе, скажем, вытягивания руки из захвата участвует все тело.

Общение на уровне глубокой чувствительности.

Общение на этом уровне характеризуется очень близким расстоянием. Это обнимания, держания за руку, любые позы, когда тела как бы тонически вписываются друг в друга, обтекают их. (Например: мама несет ребенка, который ее обнимает, влюбленные сидят рядом на скамейке, где девушка положила голову на плечо молодому человеку, объятия друзей и т.п.). Если эти движения действительно строятся с опорой на глубокую чувствительность (уровень А по Бернштейну), то происходит как бы соединение тонусов, объединение в одно общее ощущение, один чувствует собой то, что чувствует другой.

Нет, это не имеет никакого отношения к экстрасенсорике. Думаю, каждый может вспомнить момент, когда, сидя с каким-то человеком, особенно, которого хорошо знаешь, мы неожиданно могли почувствовать его беспокойство и напряжение. В такие моменты мы оборачиваемся и спрашиваем, а все ли у него хорошо. Так работает общение с опорой на глубокую чувствительность.

Почему это важно?

Ряд ученых считает, что тело ребенка строится от тела матери еще в утробе. Когда он рождается, идет дальнейшая достройка тонической регуляции с помощью обниманий, поглаживаний, укачиваний. Ребенок считывает тонус мамы, подстраивается под него. Не даром, когда ребенку страшно, он бежит к маме, обнимая ее, плотно прижимается всем телом, пытаясь найти в ней не только защиту, но и успокоение. Если мама в этой ситуации спокойна, то ребенок, считывая ее расслабленное состояние, тоже быстро успокаивается. Из такого общения строится доверие к маме и этому миру у ребенка, но и для мамы это крайне важно, так как она понимает свою значимость для ребенка.

Но есть и обратное влияние на ребенка. Замечено, что у тревожных, недолюбленных в детстве матерей или имеющих множество эмоциональных зажимов, растут так же тревожные дети. Так же дети, которые воспитывались в доме ребенка и не имели возможности провести достаточно времени на любящих руках, в большинстве своем имеют нарушения глубокой чувствительности, а значит и собственного ощущения в этом мире, доверия к этому миру.

Одно время существовало расхожее мнение: «Не приучайте ребенка к рукам, потом не слезет». К сожалению, иногда оно всплывает и сейчас.

Ребенок никогда не будет проситься на руки без необходимости. Если ему страшно или он чувствует неуверенность, он просит поддержки, того самого уверенного тонического спокойствия мамы. Когда ребенок «напитается» ей, то он сам будет проситься «на свободу» и как бы вам не хотелось долго держать его в объятиях, он будет их них пытаться выбраться. Поэтому не стоит бояться в детстве обнимать и носить на руках свое чадо.

Восприятие своего тела

Тонус и глубокая чувствительность являются основой в восприятии себя как на телесном, так и на психологическом уровне. Сложно стать эмоционально и психологически устойчивым, когда твое тело не понимает своих границ и где оно и как находится. В случае нарушения проприоцепции происходит задержка или отсутствие формирования целостного реального восприятия своего тела.

Любое наше движение опирается на глубокую чувствительность. Чтобы совершить действие, мы должны понимать, где находится каждая часть нашего тела. Проприоцепция играет важную роль в каждой сфере нашей жизни, поэтому ее необходимо развивать и уделять внимания.

Любая неопознанность в восприятии себя приводит к страхам, причем ребенок никогда не скажет, что он боится, потому что плохо чувствует свое тело. То, как он его ощущает для ребенка норма и он никогда не чувствовал по-другому. Поэтому диагностика причин таких страхов становится наиболее трудной, так как большинство психологов не работают и мало кто знает такую причину появления таких страхов.

 

Нарушение глубокой чувствительности

В отличие от поверхностной чувствительности, где может присутствовать гипочувствительность (сниженная) и гиперчувствительность (повышенная), глубокая чувствительность бывает только сниженная.

Проявляться это может двояко:

  1. Повышенная активность — при снижении глубокой чувствительности ребенку все равно нужно как-то себя ощущать в пространстве, для этого он начинает подключать стимуляцию поверхностной. Он начинает беспрерывно двигаться, хаотично бегать, прыгать, чтобы хоть как-то себя почувствовать. Часто таких детей по ошибке относят к детям с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). У них действительно присутствуют черты гиперактивности и ошибок внимания, но данное нарушение имеет другую природу и разные пути коррекции. Одновременно с этим, во время движения или без него, ребенок напрягает мышцы, а когда мы их напрягаем, то лучше чувствуем часть тела, то приводит к гипертонусу.

Движение так же помогает ребенку не только в задействовании поверхностной чувствительности, но и в непроизвольной стимуляции глубокой. Дети гораздо интуитивнее к запросам собственного организма и тела, чем взрослые.

Рассмотрим, что делают дети для поиска проприоцептивных ощущений:

— бегают, намеренно врезаются в других детей, диван, стенки.

— прячутся в узких местах, любят игры с зажиманиями, где надо освободиться,

— все жуют,

— любят «жесткие» игры, в которых надо валяться, подбрасывания в воздух,

— легко нарушат личные границы других людей,

— делают больно другим людям, не понимая этого,

— прыгают на батуте, диване, фитболе,

— часто имеют репутацию «диких, бесконтрольных» детей.

В работе с такими детьми нужно не только насыщать их глубокую чувствительность, но и ставить границы, давать больше целенаправленной деятельности, так как при добавлении стимуляции, они могут, наоборот, не успокоиться, а еще больше потерять контроль.

 

  1. Пониженная активность — понижен мышечный и нервный тонус. Он сопровождается низкой активность всего организма.

У ребенка наблюдается:

— вялость

— заторможенность

— моторная неловкость

— вялость.

С учетом того, что тело себя не чувствует достаточно, часто компенсаторно поверхностная чувствительность становится гиперчувствительной. Такой ребенок не любит, когда до него дотрагиваются, но, если его плотно обхватить за руку, избегая стимуляции чувствительности, замирает и просит «добавки». Обычно, при проработки глубокой чувствительности, поверхностная приходит в норму.

 

Развитие глубокой чувствительности

Игры для коррекции проприоцептивной чувствительности

Топанье

 

— громко топаем ногами,

— громко топаем руками.

— давить ягоды и т.п.

Прыжки — на фитболе сидя,

— на фитболе на животе

— с подставок 2 ногами на жесткий пол

— на батуте

— на месте

— по полу

Лазание и висение

 

— по шведской стенке,

— на дерево

— полоса препятствий

— веревочный парк.

— скалодром

— по горке

Передвижения — ходить «тачкой»

— хождение или ползания с утяжелителями

— кататься на деревянной доске на животе, толкаясь руками

— через полосу препятствий (протискиваться, ползти, бревно)

 

Обжимания и обнимания

 

— плотные обнимания

— проминания тела (как будто мнем пластилин или тесто)

Фиксация — освобождение рук, ног из фиксационных захватов

— выбраться из закрученного одеяла,

— выбраться из обнимашек

Толкать/тянуть — толчки 1 ногами от стены, от пола

— толчки руками и ногами от пола, лежа на фитболе

— попытаться вытолкнуть (руками, плечом, всем телом) друга из круга ( в виде игры. А второй должен устоять)

Мять, сжимать, растягивать

 

— пластилин

— антистесс игрушки

— глину

— фитнес-резинки

— тянуть веревку, канат

— качать качели

Носить/ поднимать тяжелые предметы

 

— утяжеленные фитнес мячи (различные задания в виде поднять, донести, положить в корзину и т.п.)

— сумки с магазина

— бытовая помощь по дому

Надавливания — нажимать на кнопку (звонок, лифт, специальные игровые)

— прохлопывания (в виде массажа)

— пальчиковые игры

— массаж (мама ребенку и ребенок маме)

— лежать под тяжелыми одеялами

— катать по ребенку фитболом

— закидывать одеялами, подушками

Вибрация — массаж вибромассажором
Бытовые

— любые задания на помощь по дому (разгрузить посудомоечную, стиральную машину, вынести мусорное ведро, пылесосить, мыть пол и т.п.)

— помогать в саду (копать землю, поливать, выдергивать сорняки, сгребать листву).

Здесь представлены общие рекомендации по развитию проприоцепции. Однако, количество и соотношение заданий должно быть подобрано под конкретного ребенка (его возраста, уровня нарушений, роста и т.п.). Например, 2-летнего ребенка мы не будем просить вскапывать огород, но, например, копать лопаткой в песочнице вполне получится. Чтобы не ошибиться в выборе и длительности упражнения, попробуйте, предложить его ребенку и смотрите на его реакцию. Если ему понравится, то делайте ровно столько, сколько ему хочется.

 

Если вы сомневаетесь, есть ли у ребенка нарушения проприоцепции или как правильно выполнять упражнения, мы ждем вас на наших занятиях!

+7 916 746-66-01