СДВГ (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

 

Все больше и больше становится детей с нарушением усидчивости и внимания. Сейчас, к сожалению, слово «гиперактивность» воспринимается близким к норме. Действительно, по наблюдениям, в последние годы 80% детей имеют те или иные проявления несформированности 1 блока мозга. Это энергетический блок мозга, который отвечает за тонус всего организма, удержания общего уровня внимания, бодрствования и сна. Даже вполне успешные в школе дети, редко сидят ровно за партой. Они грызут ручки, обсасывают волосы или краешек одежды, дергают ногой и т.д. Но, конечно, не всем им ставят такой диагноз, как СДВГ. Когда же это перестает быть вариантом, приближенным к норме, и начинает создает проблемы?

СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство развития детей, характеризуемое нарушением концентрации внимания, гиперактивностью и неконтролируемой импульсивностью.

С точки зрения медицины, при СДВГ отмечается:

  • дисбаланс нейромедиаторов (дофамин, серотонин, норадреналин и т.д.) именно они отвечают за процесс возбуждения и торможения в центральной нервной системы.
  • Особенности строения и функционирования лобных отделов коры, мозжечка и базальных ганглиев.

СДВГ

Выделяют 3 типа СДВГ:

– дефицит внимания без гиперактивности,

– дефицит внимания с гиперактивностью и импульсивностью,

– смешанный тип.

СДВГ страдают примерно 5% всех детей, причем оно наиболее присуще мальчикам.

 

Нарушение внимания

При СДВГ первично страдает внимание. Ребенку сложно усидеть на месте, он быстро перестает слушать учителя, а значит и выполнять задания. Он крутится, выкрикивает с места, отвлекает соседей, может даже встать и пойти заниматься своими делами. Так происходит, если нарушение идет по быстрому типу.

Если по медленному (без гиперактивности), то ребенок просто «отключается», он пытается сконцентрироваться, но ничего не получается, начинает сползать под стол и в конце концов, как компьютер, «уходит в режим ожидания». Из рассказа 8-летнего мальчика с СДВГ: «Я слушал учительницу, заметил, что перестаю понимать ее слова. Последнее, что я услышал, это то, что сейчас будет контрольная. Потом я очнулся от удара локтем соседа, который сказал, что пора сдавать тетрадь. Где я был это время, я не помню, и мне от этого немного страшно».

Какие еще есть признаки нарушения внимания:

– часто создается внимание, что ребенок не слышит, что ему говорят,

– испытывает трудности организации собственной деятельности,

– не хочет выполнять задания или играть в игры, требующие длительного внимания, умственного напряжения,

– часто теряет вещи,

– хроническая забывчивость в повседневной жизни,

– легко отвлекается на посторонние стимулы.

 

Как заметить признаки гиперактивности и импульсивности у ребенка?

– ерзает на стуле, может встать посреди урока,

– бесцельно бегает, все время берет вещи без спроса, пытается куда-то залезть,

– не играет в спокойные и тихие игры,

– беспокойное движение в стопах и ладонях,

– находится в постоянном движении (как с моторчиком),

– очень болтлив,

– отвечает раньше, чем вопрос задан до конца,

– не может дождаться своей очереди,

– вмешивается разговор, мешает.

 

Нарушение мотивации

На втором месте идет нарушение мотивации. Мотивация бывает сиюминутной и длительной. По своей сути, длительная мотивация – это то же внимание. То есть в норме, мы меняем деятельность, но наша цель остается с нами.

Не все СДВГшки имеют нарушение ближайших целей, но практически все – длительных целей. Они просто не могут так долго ждать, им нужно все здесь и сразу, а когда они понимают, сколько им надо приложить сил для достижение такой далекой цели, то она становится недостижимой и теряет свою значимость. При этом они достаточно долго могут заниматься в моменте тем, что им нравится. Например, часами собирать Lego, потому что в данном случае внимание у ребенка непроизвольное, подпитанное интересом. Это часто сбивает родителей, и они убеждают себя, что с вниманием-то у их ребенка все в порядке.

Частые переключения внимания, отвлекаемость, неусидчивость, нарушение мотивации и невозможность выполнять монотонную работу – все это ведет к трудностям обучения. Такие дети плохо усваивают школьную программу. Они могут 1-2 урок достаточно успешно отвечать и работать, а дальше не могут собрать себя. Они могут написать контрольную на 1 уроке на «5», а такую же на 4 уроке – на «2». При этом, у них не страдают мышление и логика. Но использовать их невозможно в полной мере.

Дошкольники с СДВГ резко отличаются от своих сверстников повышенной беспокойностью и расторможенностью. Они часто меняют деятельность, часто она бесцельна. Такие дети плохо принимаются коллективом, так как не соблюдают правила, рушат постройки других детей, получая от этого удовольствия. Воспитателям так же трудно с ними, так как они не воспринимают слово «нельзя», не усваивают правила и плохо контролируемы в целом.

Важно понимать, что такие дети – это не педагогически запущенные дети, это не плохое воспитание, это ошибки работы нервной системы, которые можно скорректировать в определенных пределах.

Одну из самых важных ролей в обучении таких детей, конечно же, играет учитель. Его чуткость, понимание, терпение и индивидуальный подход помогут СДВГшке лучше учиться в школе.

Рекомендации учителям, работающими с детьми с СДВГ:

– ребенка нужно сажать на первую парту перед учителем,

– использовать максимальное количество модальностей в материалах к урокам (зрительная, слуховая, предметная),

– просить ученика помочь вытереть доску, принести мел и т.п. (давая возможность двигательной активности),

– максимально активные перемены,

– минутки разминки, дыхательные разминки,

– новое задание должно даваться, когда предыдущее выполнено,

– договориться с ребенком о сигнале, что ему нужно сосредоточиться,

– контрольные и проверочные работы давать на 1-2 уроке,

– больше акцентировать внимание на успехах ребенка, чаще давать ответственные поручения,

– уменьшать объем заданий (меньше, но качественно лучше, чем много, но плохо)

– визуальное расписание для ребенка, обучение организации времени и контроля над выполнением,

– давать возможность что-то крутить в руках на уроках (это даст возможность движению без ущерба для косичек соседок).

Рекомендации для родителей:

– Сделать визуальное расписание для ребенка, отмечать галочками выполненное,

– Придерживаться установленных правил и распорядка,

– Подкреплять устные инструкции зрительными, просить повторить ребенка сказанное,

– Акцентировать внимание на достоинствах ребенка, разбирать недостатки, но не ругать,

– Поощрять за все, что требует повышенной концентрации внимания со стороны ребенка,

– Не наваливать на ребенка много заданий одновременно. 1 задание на конкретный период времени,

– В играх стараться избегать больших шумных компаний. Идеально 1 партнер для игры,

– Давать возможность расходовать свою энергию (длительные прогулки, спорт, бег, бассейн),

– Приучать к дыхательной гимнастике, контрастному душу с утра и зарядке,

– Найти занятие для души, чтобы ребенок в нем был успешен. Радоваться успехам вместе,

– При выполнении домашнего задания, замечать, что ребенок теряет концентрацию. Давать возможность проветриться, выпить сладкого чая, сделать разминку.

Все перечисленные методы позволят улучшить концентрацию внимания, насытить мозг необходимым кислородам и развить контроль.

 

 

Какие основные критерии при постановке диагноза СДВГ:

Постановка диагноза СДВГ в норме не быстрый процесс. Но, к сожалению, очень часто невролог или психиатр ставит его уже на 1 встрече по первым впечатлениям. Это неправильно. Необходимо собрать врачебное обследование. В первую очередь это ЭЭГ (электроэнцефалограмма), УЗДГ (узи сосудов головного мозга и шеи), далее собирается анамнез, специальный опрос родителей и, в идеале, преподавателей и воспитателей.

Однако часто бывает так, что гиперактивность ребенка не связана с СДВГ. Она часто встречается у детей, имеющими гипочувствительность поверхностной или глубокой чувствительности. В таком случае, ребенку необходимо движение, чтобы «чувствовать себя в пространстве». Поэтому наряду с психоневрологом и всей базой обследований, необходима консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции или физического терапевта.

Официально СДВГ не имеет полного лечения, но есть способы, которые помогают адаптироваться к нему и контролировать этот синдром. Часто говорят, дети могут его перерасти. Разумеется, с развитием произвольности и контроля, которые раскрывается к 14-15 годам, человек становится в состоянии лучше себя контролировать. Но, это 8-9 класс. Как правило, к этому возрасту родители могут не раз сменить учебное заведение из-за невозможности там обучаться, неуспеваемость накапливается как снежный ком, самооценка ребенка падает с каждым днем. В конце концов, ребенок или всю жизнь будет доказывать всем (и себе), что он чего-то стоит или поверит в то, что он не состоятелен и перестанет стараться. И тот, и другой вариант не из лучших.

Самая большая ошибка большинства родителей таких детей – это убежденность, что все, что с их ребенком происходит в саду, в школе исчезнет само по себе. Это не так. Первые звоночки можно увидеть уже у 3-летних детей. Своевременная диагностика и совместная работа психоневролога и нейропсихолога помогает нормализировать обучение или подготовить ребенка к нему.

+7 916 177 13 85