«Алалия — это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией центральной нервной системы (определенных зон коры головного мозга) [1]».
Неразвитие речи – это отсутствие речи или ее крайне малый объем у детей в тот период онтогенеза, когда она уже должна появиться. При алалии страдают практически все стороны речи (лексико-грамматическая, фонетико-фонематическая, синтаксическая).
Алалия является следствием ранних патологических влияний на головной мозг ребенка. В патологический процесс в основном вовлечены высшие отделы центральной нервной системы, которые тесно связаны с мышлением (а не элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные).
При алалии речевая функция или отсутствует, или значительно ограничена в объеме.
Моторная алалия
Это форма алалии, при которой у детей отсутствует экспрессивная речь (дети не говорят или говорят очень плохо).
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия – это форма алалии, при которой дети не говорят сами и плохо понимают чужую речь.
Как правило, при обеих формах алалии присутствует недостаточность и того, и другого видов речевой деятельности.
Первично при моторной алалии нарушена экспрессивная речь (Экспрессивная речь – это процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма), а вторично — импрессивная речь (при этом вторичные нарушения могут быть легкими).
При сенсорной алалии первично нарушается импрессивная речь (Импрессивная речь – это восприятие и понимание чужой устной или письменной речи); а вторичные нарушения экспрессивной речи могут быть достаточно грубыми, вплоть до ее полного отсутствия [1].
По вопросу об этиологии (причины и условия возникновения) и патогенезе (механизм зарождения и развития) алалии в научной литературе нет единства мнений.
Наиболее вероятные мозговые механизмы, которые обусловливают сенсорную и моторную алалии, раскрывает нейропсихологический подход к пониманию механизма алалии.
«Помимо врожденной готовности к языковому развитию, первично сохранного интеллекта, стимулов внешней среды, которые побуждали бы системы мозга к созреванию, мотивации к речи, необходимо, чтобы между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями имелись полноценно функционирующие проводящие пути, по которым информация передавалась бы из одной зоны мозга в другую. Это относится и к собственно речевым областям мозга. Без связи между отдельными областями мозга, участвующими в освоении речи, она развиваться не может» [2].
Процессы левополушарной латерализации функции речи играют большую роль в раннем речевом онтогенезе (Латерализация функций головного мозга — процесс, происходящий в онтогенезе, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга).
Сначала ребенок усваивает неречевые шумы (это правое полушарие). Это является базой для первичных операций речевого развития. Эти первичные операции состоят в отборе полезных для речи признаков из неречевых шумов (левополушарнай механизм). Все шипения, удары, свисты, мычания и рычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи. Таков мозговой механизм формирования речевого слухового гнозиса (Слуховой гнозис – это узнавание предмета по характерному для него звуку. Выделяют неречевой (невербальный) и речевой (вербальный) слуховой гнозис) [1].
Наиболее тяжелым алаликам недоступно извлечение полезных для речи признаков из неречевых шумов.
«Местом преимущественной локализации речевого слухового гнозиса в мозге является левая височная доля. Она может вовремя включиться в работу лишь в том случае, если ребенок накопил необходимую неречевую слуховую базу и если проводящие пути между полушариями (и в первую очередь, мозолистое тело) у него сохранны. Если эти условия не соблюдены, ребенок не приобретает способности ориентироваться в акустических шумах как звуках речи и, следовательно, не понимает того, что говорят взрослые» [1].
Таков механизм формирования у ребенка сенсорной алалии.
Патологический процесс при моторной алалии преимущественно сосредоточен в доминантном по речи левом полушарии. Для того, чтобы ребенок заговорил, кроме трансформации неречевых шумов в звуки речи необходима еще и способность трансформировать эти звучания в артикуляционные движения. Это возможно, если полноценны проводящие пути между височной (сенсорной) и премоторной и постцентральной зонами мозга. Лобные доли играют в этих процессах важную роль (обеспечение осмысленную речевую деятельность) [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования импрессивной речи (с опорой на фонематический слух и речевой слуховой гнозис) нужно, чтобы осуществился процесс левополушарной латерализации отобранных из неречевых шумов полезных для речи признаков.
А для появления экспрессивной речи должны осуществиться иные связи [1]:
- между правой височной долей и левой теменной долей (звукоподражание),
- между височной долей левого полушария и постцентральной областью (воспроизведение отдельных артикулем — единиц афферентного артикуляционного праксиса). Артикулема – это единица речи, представляющая собой моторную схему произнесения того или иного звука.
- между височной долей левого полушария и премоторной областью (воспроизведение серии артикулем – единиц эфферентного артикуляционного праксиса).
У детей с моторной алалией связь между правой височной долей и левой теменной долей осуществляется. А оказываются прерваны связи левой височной доли с обеими артикуляционными долями (теменной и премоторной). Поэтому у ребенка не развивается экспрессивная речь.
Литература:
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2017. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
- Антропов Ю.Ф. Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.: Речь, 2002. – 560 с.