Сенсорная интеграция

 

Немногие из нас задумываются о том, как работает наш мозг. Однако именно мозг управляет всеми видами человеческой активности. Мозг управляет всей жизнедеятельностью человека. Также мозг ежесекундно обрабатывает разнообразную информацию, поступающую от органов чувств – таких как зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, а также еще двух видов ощущений: вестибулярных (возникающих при различных типах движения, чувство равновесия) и проприоцептивных (ощущений от положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).

Доктор Э. Дж. Айрес начала разрабатывать теорию сенсорной интеграции (СИ), а также работать над связанными с ней процедурами диагностики клиентов и стратегиями вмешательства, в 1950-х годах.

После выхода в свет книги «Сенсорная интеграция и ребенок» в конце 70-х годов многие аспекты ее работы стали широко известны.

Нарушение работы сенсорных систем

В процессе своей практической работы Э. Дж. Айрес пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем – теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка.

Ведь более чем 70% детей, имеющих проблемы с обучением, поведением, общением, какие-либо отклонения в развитии речи, эмоциональной и двигательной сферы, имеют нарушение работы сенсорных систем.

 

Что же такое сенсорная интеграция?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим значение нескольких понятий.

Нервная система – это сеть взаимосвязанных нервных клеток, расположенных по всему телу.

Плотное скопление нервных клеток внутри черепа образует головной мозг. Спинной мозг – это пучки нервных клеток, расположенных вдоль позвоночника.

Вместе головной мозг и спинной мозг называются центральной нервной системой.

Отростки нервных клеток располагаются также и за пределами центральной нервной системы – в мышцах, суставах, коже, внутренних органах и органах чувств. Это периферическая нервная система.

Сенсорная система – это совокупность центральных и периферических структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.

Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств объектов внешнего мира и внутренних состояний организма (цвет, свет, тепло, боль и т.д.), поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.

Интеграция вообще – это вид организации чего-либо, а интегрировать – значит организовать или собрать разные части в единое целое.

Центральная нервная система (особенно головной мозг) устроена таким образом, что она организует (интегрирует) бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему.

Сенсорная интеграция – это упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.

Сенсорная интеграция

Таким образом, сенсорная интеграция:

  1. является бессознательным процессом, который протекает в головном мозге (человек не задумывается как осуществляется процесс сенсорной интеграции, как не задумывается, например, о процессе дыхания);
  2. организует ощущения, поступающие от органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, воздействие силы тяжести и положение тела в пространстве);
  3. делает испытываемые человеком ощущения значимыми, фильтруя информацию и отбирая лишь то, на чем следует сконцентрироваться в данный момент (например, слушать учителя в данный момент и не обращать внимания на уличный шум);
  4. позволяет человеку осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой он находится (формирование адаптивного ответа на ситуацию);
  5. формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

 

Сенсорная интеграция начинает развиваться у младенца еще утробе матери, когда ребенок ощущает движения материнского тела.

В дальнейшем ребенок в первый год жизни овладевает такими умениями как – ползание, вставание, только при условии, что в его мозге будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция.

Ребенок развивает свою сенсорную интеграцию, по-разному взаимодействуя с окружающим миром, приспосабливая свое тело и мозг для решения физических задач, с которыми он сталкивается в детстве.

Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции дает адаптивный ответ.

Адаптивный ответ – это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения.

Посредством адаптивных ответов ребенок на каждом этапе своего развития справляется с определенными задачами и познает что-то новое.

Формирование адаптивных ответов помогает мозгу развиваться и организовывать свою работу, включает сенсорную интеграцию. А с развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация, и становятся доступными более сложные навыки.

Э. Дж. Айрес отмечает, что первые семь лет жизни ребенка его мозг в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации, поэтому этот период называют – периодом сенсомоторного развития.

Дети воспринимают окружающий мир, предметы и делают выводы о них согласно своим ощущениям, их адаптивные ответы имеют двигательную, мышечную природу, нежели ментальную.

По мере взросления некоторые сенсомоторные навыки заменяются ментальными и социальными, однако именно сенсомоторные навыки являются основой формирования последних.

Сенсорная интеграция необходима для овладения сенсомоторными навыками, такими как движение, говорения, игра.

Сенсорная интеграция закладывает фундамент более сложной интеграции, необходимой для овладения чтением, письмом и адекватным поведением.

 

Таким образом, основные положения теории сенсорной интеграции (СИ) включают в себя следующие утверждения:

  1. Центральная нервная система пластична,
  2. Сенсорная интеграция развивается (т.е. формы поведения, которые представлены на каждой стадии развития, служат для формирования более сложных форм поведения),
  3. Мозг функционирует как единое целое

Адаптивные формы взаимодействия имеют критическое значение для сенсорной интеграции (т.е. взаимное прилаживание среды и индивида критически значимо для СИ. СИ – это процесс, развивающийся по спирали, т.е. открытая система. Адаптивное взаимодействие индивида и среды способствует СИ, а способность вступать в адаптивное взаимодействие отражает уровень развития СИ)

4.У людей существует внутренняя потребность в развитии СИ через участие в различных формах сенсомоторной активности,

У детей с нарушениями СИ часто есть слабая мотивация активно участвовать в чем-либо.

 

Литература:

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; (пер. с англ. Юлии Даре). – 5-е изд.– М: Теревинф, 2018.
  2. Банди А., Ш. Лейн, Э. Мюррей. Сенсорная интеграция. Теория и практика. – М.: Теревинф, 2017.
+7 916 177 13 85